МОРАЛЬНАЯ СИЛА ВЕРОВАНИЙ ДИКАРЯ

Рождение нового человека часто предвкушают с приятным волнением и оптимизмом; думать же о смерти люди избегают и даже отрицают ее реальность [11]. Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников. Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета. По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович : Традиционно тема смерти является запретной, о ней предпочитают не говорить, объясняется это тем, что человек еще не разобрался в собственном отношении к смерти.

Документ 86. Ранняя эволюция религии

Концепции смерти Смерть - одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Однако сущность смерти окутана глубокой тайной. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивительную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии, философии и фольклоре.

Религия — Дочь Надежды и страха, объясняющая Невежде природу .. а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не . то это мертвые души, которые следуют за смертью, называя её жизнью.

Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира. Отношение людей к смерти. Почему люди боятся смерти? Большинству современных людей свойственно сторониться всего, что связанно со смертью. Сегодня большинство рождается и умирает уже не под крышей родного дома, а в клиниках и больницах. Передоверив себя Минздраву, человек получил иллюзорное освобождение от проблем, великое таинство смерти стало в основном тягостной обязанностью, о собственной кончине не принято рассуждать.

Мы оберегаем подрастающее поколение от раздумий о смерти, утратили мужество говорить о ней в зрелом возрасте, втихомолку провожаем в последний путь своих родных и близких. Когда-то по улицам городов следовали похоронные процессии, богато украшенный катафалк сопровождала торжественная музыка духовных оркестров, а сейчас даже траурные ленты и те исчезли с бортов автобусов-катафалков, вливающихся ежедневно в нескончаемый поток машин.

Впрочем, людям всегда было свойственно избегать разговоров о смерти, и даже само слово"умереть" в повседневной речи старались заменять каким-либо другим ,более смягченными выражениями: Аналогичные языковые табуна слово"умереть" имелись и в других языках: Также старались не произносить и слово"кладбище". Замечательный русский писатель-сатирик Михаил Михайлович Зощенко писал в своей философской книге"Перед восходом солнца": Однако эта проблема не только не разрешена в литературе, в искусстве, в философии , но она даже мало продумана.

Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности.

Психология страха смерти

Биография[ править править вики-текст ] Джеймс Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей. Фрэзер поступил в университет Глазго в возрасте 15 лет обычный возраст для того времени. Получил образование по специальности юриспруденция — В мемуарах он вспоминает, что в это время с ним произошли три важные вещи:

Даже среди наиболее примитивных народов отношение к смерти гораздо чувством у живых является ужас перед трупом и страх в отношении духа.

Функция примитивной религии Документ Для обеспечения такого развития совершенно достаточно нормального функционирования человеческого интеллекта под направляющим воздействием шестого и седьмого вспомогательных духов разума, относящихся к всеобщему наделению духом. По мере персонализации, одухотворения и, наконец, обожествления природы в сознании человека древнейший дорелигиозный страх природных сил постепенно становился религиозным. Следовательно, примитивная религия была естественным биологическим результатом психологической инерции развивающегося животного разума, после того как в таком разуме появились представления о сверхъестественном.

Первобытный человек охотился для пропитания. Результаты охоты не могут всегда быть одинаковыми, что неизбежно приводит к появлению у человека такого опыта, который интерпретируется им как удача и неудача. Невезение играло огромную роль в судьбах мужчин и женщин, чья жизнь, полная опасности и риска, постоянно находилась на краю пропасти. Ввиду ограниченности интеллектуального кругозора, дикарь в такой степени сосредоточивал свое внимание на случайностях, что случай становился постоянным фактором его жизни.

Первобытные урантийцы боролись за существование, а не за уровень жизни. В их жизни, полной опасности, важную роль играл случай. Тучей отчаяния нависал над этими дикарями вечный страх перед неизвестным и незримым бедствием, полностью затмевая собой все удовольствия.

Сущность, проблемы и отношение к смерти в различных религиях

Смерть есть ворота в другой мир в большем, чем просто буквальный, смысле. Если судить по большей части теорий ранних религий, то в основном, если не полностью, отсюда они черпали религиозное вдохновение, — и эти ортодоксальные взгляды в целом верны. Человек всю свою жизнь должен жить в тени смерти, и он существо, цепляющееся за жизнь и наслаждающееся ею полностью, — должен бояться угрозы ее конца.

И он перед лицом смерти обращается к обещаниям жизни. Смерть и ее отрицание — иммортальность — всегда составляли и составляют сегодня самую мучительную тему предчувствий.

Тема смерти играет важную роль в религии, мифологии и философии культур, души рассматривалась как проявление примитивного магического мышления и Представление о страхе смерти в психологии и психоанализе.

Обычаи, связанные со смертью, обнаруживают поразительное сходство по всему миру. Это всегда делается публично и сопровождается внешними знаками траура, такими как черные или белые мазки краски на теле, сбриваемые или распущенные волосы, необычная или разорванная одежда. Собственно оплакивание проводится у тела умершего. При этом само тело обычно является центром благоговейного внимания, его отнюдь не боятся и не избегают.

Часто встречаются ритуальные формы выражения ласки и засвидетельствования почтения. Спустя какое-то время тело должно быть погребено. Его хоронят в открытой или закрытой могиле; помещают в пещеру или на платформу; оставляют в дупле дерева или прямо на земле в пустынном месте; сжигают или спускают на воду в каноэ — таковы обычные формы погребения.

Зачем человеку религия?

Оказывается,здесь идёт оживлённая беседа - а я и не знал. Дабы Вы не блуждали в потёмках собственных рассуждений,попробую выразить мысль более ясно и подробно. Почему Сатрапа не слушаете?? То есть,он не является непременным условием её возникновения. Страх приходит из области инстинктов,из бессознательного.

Из такого глубинного страха и рождались первые религии, как попытки есть ли бог и жизнь после смерти, это пока не доступно моему разуму», так как.

Страх смерти Предлагается сразу отграничить два вида страха смерти. Первый — витальный страх, инстинкт самосохранения, присущий всему живому, от инфузории до высших позвоночных. Кому он не присущ, быстро вымирают в процессе естественного отбора. Чистая биология, с ней всё ясно. И не будем об этом. Разве, пару слов о том, что, к счастью, редко, перед человеком встаёт нелёгкий выбор между собственной жизнью и иной значимой ценностью.

Но это тема для другого разговора Мы же поговорим о так называемом экзистенциальном страхе смерти, который возглавляет знаменитую четвёрку экзистенциальных вопросов, встающих на нашем пути человека в процессе эмоционального и духовного развития. Вторым является страх одиночества. Затем следуют проблемы поиска смысла жизни и, наконец, представление о свободе. Свободу и одиночество мы пока оставим за кадром, а вот к смыслу жизни нам придется вернуться в процессе осмысления страха смерти.

Кто из нас хотя бы раз в жизни не покрылся холодным потом от простенькой и такой очевидной мысли: Но и будучи изгнанным из сознания, он не сдаётся, продолжая донимать нас изощренно и разнообразно. Пика своего мастерства страх смерти достигает трансформируясь в страх перед жизнью.

Глава . Анимизм (продолжение)

Нюанс в том, что зачастую истинные причины скрыты от нас в бессознательных слоях психики. Тем не менее любое явление существуют не само по себе, а служит удовлетворению той или иной потребности, пусть даже сама эта потребность не осознается. При вдумчивом анализе можно понять первопричину того или иного явления. А поняв, осознанно работать с этой первопричиной, а не с маскирующими ее более поверхностными проявлениями. Одним из таких явлений является религиозность, которую многие верующие считают изначально присущим качеством человека.

Давайте попытаемся разобраться, где же кроются корни религиозности.

Душа, очевидно, продолжает свое существование после смерти, так как она Таким образом, анимизм, философия и религия примитивного человека, обнаружив ограниченность своего магического могущества, он в страхе.

Смерть есть ворота в другой мир в большем, чем просто буквальный, смысле. Если судить по большей части теорий ранних религий, то в основном, если не полностью, отсюда они черпали религиозное вдохновение, — и эти ортодоксальные взгляды в целом верны. Человек всю свою жизнь должен жить в тени смерти, и он существо, цепляющееся за жизнь и наслаждающееся ею полностью, — должен бояться угрозы ее конца.

И он перед лицом смерти обращается к обещаниям жизни. Смерть и ее отрицание — иммортальность — всегда составляли и составляют сегодня самую мучительную тему предчувствий. Крайне сложное эмоциональное отношение человека к жизни находит свое необходимое дополнение в его отношении к смерти. Только то, что в жизни длится долго и выражается в постепенной последовательности восприятий и событий, здесь к ее концу концентрируется в одном кризисном состоянии, которое вызывает неистовую и сложную вспышку религиозных проявлений.

Даже среди наиболее примитивных народов отношение к смерти гораздо более сложное и, добавил бы я, более сродни нашему собственному, чем обычно предполагают.

Гараджа В.И. Религиоведение - файл 1.

Анимизм продолжение Учение о существовании души после смерти Проследив, таким образом, на- чиная от самых низших уровней культуры, распространенные в человечестве понятия о душах, духах или призраках людей, животных, растений и неодушевленных предметов, мы можем приступить теперь к исследованию одного из важнейших учений религии - верования в продолжение существования души за гробом. Здесь будет уместно еще раз напомнить читателю, что учение о будущей жизни в том виде, в каком оно существует у примитивных обществ, есть не что иное, как неизбежный вывод из анимизма дикарей.

Факт, что примитивные племена смотрят на образы умерших, являющиеся во сне и в видениях, как на их души, остающиеся в живых, не только объясняет повсеместное верование дикарей в продолжение существования души после смерти тела, но в то же время дает ключ ко многим из их умозрений относительно характера этого существования, умозрений, достаточно рациональных с точки зрения дикаря, хотя и нелепых для современного, значительно измененного миросозерцания. Верование в будущую жизнь распадается на два главных отдела.

Оба эти учения, тесно связанные между собой и даже переходящие друг в друга, одинаково распространены по всему миру. Оба они принадлежат к самой отдаленной древности.

Относительно 5-й, самой примитивной, можно сказать, что с ней «покончил» еще Авраам-Авину Что Страх смерти — это страх потери жизни.

Ритуал и реинтеграция группы в ситуациях жизненных кризисов. Функция погребальных обрядов Б. Малиновскому, функцией погребальных обрядов может быть снятие тревоги. Малиновский руководствовался тем, что базисные потребности и стремления людей должны удовлетворяться таким способом, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой социальный хаос. Иными словами, определенные инстинктами человеческие потребности должны выполняться под контролем общества. Общество устанавливает нормы дозволенного и таким образом создает институты, регулирующие отношения и связанные с удовлетворением человеческих потребностей.

Нормы налагают запрет на образ действий, вызывающий социальные конфликты и хаос. Задача социального исследования - установить, какие потребности осознанные или неосознанные позволяет удовлетворить тот или иной социальный институт. В работе"Магия, наука и религия" , которая по праву И носится к числу классических в социологии религии, Малиновский показывает, что во всех обществах религия выполняет прежде всего следующие функции: в кризисных ситуациях напри-мер, смерть члена группы она восстанавливает оказавшееся перед угрозой распада единство группы, указывая каждому ее члену перспективу дальнейшего существования; 2 посредством ритуала инициации индивид делается полноправным членом общества, обязанным соблюдать лежащие в его основе"священные" ценности и нормы.

Из-за страха смерти рушится моя жизнь...

Жизнь без страха не только возможна, а совершенно достижима! Узнай как это сделать, нажми тут!